Юрий Ковтун: «Я останусь, если все сложится хорошо»
Когда в начале этого года пришло сообщение о том, что во Владикавказ собирается Юрий Ковтун в это не поверили. Как? Ковтун в «Алании»? Ведь все помнят, какие непримиримые соперники были московский «Спартак» и «Алания». Сегодня болельщики уже его приняли. За его старания на поле, за его самоотдачу. Когда я попросил у Юрия интервью, он с огромным удовольствием согласился пообщаться. Давно, говорит, у меня интервью никто не брал. А встретились мы возле его дома, куда он уже перевез свою семью. Видно, Юрий приехал сюда не доигрывать, а выигрывать.
– В первое время сложно было адаптироваться?
- Первый приезд пришелся на мой день рождения, 5 января. Приехал на базу, все было темно как-то, неуютно. Так как отключали на зиму отопление. По началу было немного неуютно. Но это в любом деле, когда приезжаешь на новое место нужно какое-то время, освоится, пообщаться, посмотреть. Я перед приездом общался с Витей Онопко, который здесь раньше играл, так что знал, что все должно быть нормально. Просто такое время – зима. Немного скучное и мрачное. Получалось так, все время, прилетал вечером на базу, утром вылетали на сборы, после в Москву и опять на сборы. Ждал уже, когда начнется сезон, тогда бы я только оценить все условия, всю эту красоту, базу. Только сейчас это начинает по-другому выглядеть. Так что, только спустя уже практически пол года освоился, семья здесь.
- А Виктор Онопко какие рекомендации давал?
- Он говорил, что люди здесь, которые работают, относятся к игроку с уважением, тем более, здесь, помимо уважения как к игроку с именем, есть еще и отношение к старшим. И я проникся уважением к этим людям, которые делали все для команды с большим желанием. А все то, что потом замутилось, закрутилось это уже другая история. А Витя отзывался только с положительной стороны.
- Вам сразу доверили капитанскую повязку, для вас это дополнительная ответственность?
- Да. Сколько я не играл в «Динамо», в «Спартаке», в клубах, где были великие игроки, более заслуженные, чем я, капитаном я не был. Там я мог помочь молодежи спартаковской только советом, своим жизненным опытом. Здесь ребята сделали выбор вместе с тренерами. Было тайное голосование. Я в какой-то мере не ожидал. Думал, может кого из местных выберут. Но выбор сделан, и мне остается только его оправдать, помочь игрой, опытом, жизненными моментами, которые связанны с футболом. Так что, для меня это очень ответственный момент.
- Когда вы играли в «Динамо» и «Спартаке» чем запомнился Владикавказ?
- Все приезды были скоротечны. Не было желания пойти погулять что ли. Вышел на прогулку с гостиницы, вернулся, дождался матча, отыграл и в самолет. Не ощущал таких моментов, как сейчас, когда ты постоянно общаешься с людьми, ощущаешь этот интерес. А матчи здесь всегда были битвами. Особенно команда настраивалась на московские команды, а на «Спартак» и говорить не приходится. Так что когда я приехал сюда, многие удивились. Всегда смотрят на то, кто он такой, что за человек в плане общения, житейских вопросах. Думаю, с этим проблем с ребятами и болельщиками у меня возникнуть не должно.
- Чувствуете, что болельщики вас приняли?
- Общения еще не было, но я вижу по матчам, здесь следят за командой. Вчера вот вышел в массы. Видят, узнают. Но все-таки присутствует у болельщиков какая-то скованность, я их понимаю. Это в Москве, выйдешь, к тебе тут же подойдут, начнут расспрашивать. Но главное, чтобы мы здесь делали результат, тогда и все остальное придет. А я и команда всегда найдет время пообщаться с болельщиками.
- Кто из владикавказских нападающих в прошлом, когда вы играли за московские команды, приносили вам больше всего головной боли?
- Нападающие здесь всегда были сильные, техничные, неординарные, острые, всегда могли в штрафной навести шороху. Если вспомнить по именам, то, конечно же Сулейманов. Так же Пауло Эмилио. Много было. Против них всегда нужно было играть чисто, предельно осторожно, быть всегда на чеку.
- Отдельный матч можете какой-нибудь выделить?
- Выделить какой-то матч сложно. Здесь проходных игр не было. Когда еще Газаев был, тяжело играть было. Команда была настроена, он их настраивал на любой матч, они выкладывались на 200%.
- Из московского «Спартака», сразу во вторую лигу. Были ведь, наверное, и более выгодные предложения? Почему остались?
- Я встречался с Такоевым, мы нашли общий язык. Мы все обсудили, и я не сомневался, что все будет хорошо. И я уже дал слово человеку, а я стараюсь всегда сдерживать свое слово. Я один из первых кто дал согласие, потом уже других стали приглашать. На а то, что произошло, конечно, была надежда на 1 лигу, потом хорошо еще, что попали во вторую лигу, могло быть и хуже. Предложения? Конечно, они были, в основном по первой лиге. Я где-то принял решение в пользу человека – Такоевеа.
- Пришел новый президент, это не поменяло ваших планов?
- Пока мы надеемся, что с Такоевым все решится в положительную сторону. Можно конечно на все плюнуть и уехать. Но я считаю это не по-человечески. Те, кто остался, мы об этом постоянно думаем и готовы помочь своими результатами Такоеву.
- Не считаете, что «Алания» стала жертвой политических игр?
- Сложно сказать. Я никогда не лез в такие ситуации, я игрок, от меня требуется другое. А что здесь такое произошло, мы должны это перенести, Посмотрим, во что это все выльется. Мы многое не знаем, нам это все не рассказывается, у нас есть свои функции. Что от нас просят, то мы и делаем.
- С новым президентом уже разговаривали?
- Он приходит после игр, приезжал на базу. Заверил, что все будет нормально. Главное сегодня не шептаться, друг друга не поддергивать. Терпение у всех бывает, оно тоже может лопнуть. У всех семьи, каждый приехал играть, так же были у всех предложения более заманчивые. Все в стадии ожидания.
- Эта сложная ситуация сплотила коллектив?
- Да, однозначно. Это идет от Стукалова, он человек порядочный, он понимает эту ситуацию и призывает нас, опытных игроков, быть вместе, сплотить коллектив. Сейчас такая ситуация, лучше все сделать правильно, сделать свое дело, чтобы мы потом могли смотреть в глаза людям и президенту клубу. Сделать свое дело, чтобы не было за спиной потом разговоров. Мы готовы работать.
- Болельщикам нравится игра «Алании». Это в первую очередь, потому что уровень во второй лиге слабый или команда действительно выглядит здорово?
- Все-таки от идеала далеко. Когда немного анализирую, играем во второй лиге, казалось бы, можно играть в пол ноги и забивать по пять мячей, ведь в «Алании» собраны хорошие игроки, но оказалась все совсем не так. На «Аланию» все настраиваются, ведь мы сейчас хороший раздражитель, все хотят обыграть. Если мы будем просто выходить, играть спустя рукава то ничего не получится, ведь уровень он может быть и разным, но требования в футболе везде одинаковы и ты должен их выполнять. Если этого делают два - три человека, результата не будет. Я начинал со второй лиги. Здесь есть в командах по два-три человека, которые играли на высоком уровне и всем им обыграть «Аланию» престижно. У нас же стоит задача, и для каждого игрока это ответственность и она сказывается. Другие играют, получится, не получится. Сыграл хорошо, пожмут руку, нет, значит, нет, а у нас есть ответственность, но скованности нет. Везде у нас играют в футбол хорошо, это доказано.
- Кто из молодых может играть в будущем на высоком уровне?
- Здесь очень перспективные ребята, которых пригласили. Коканос, Филимонов. И местные ребята Айларов, Алборов. Видно, потенциал у них большой. Главное не думать, что ты во второй лиге, и ты не будешь расти. Наоборот, надо играть каждый матч. Если пройдешь эту школу, тебе уже будет легче играть в первой лиге. В первой лиге будешь играть на хорошем уровне, тогда уже и в премье-лиге не будет так тяжело. А если будешь играть на одной ноге, то ничего не получится. Надо развивать и свою скорость, и все свои навыки во второй лиге. А ребята здесь очень интересные, перспективные.
- Вы долгое время играли в «Динамо» и «Спартаке». Какой клуб для вас стал родным?
- Оба клуба. Я в «Динамо» начинал, попал сразу в высшую лигу, оказался среди игроков высокого уровня. Я в «Динамо» проработал с великими тренерами: Газзаев, Бесков, Голодец. Поработал со многими, получалось так, что в «Динамо» тренеры всегда менялись, и каждый из них вносил какой-то вклад в мое развитие. И в «Спартаке» я стал основным игроком, это благодаря Романцеву я стал понимать другой футбол. В «Динамо» одни взгляды, не добивались результаты, всегда бывали наверху. Но «Динамо» всегда что-то не хватает. В «Спартаке» все оказалось более поставлено, только высшие цели. Максимальный результат. Благодаря этим командам я добивался всего, поиграл и в сборной на чемпионате мира и чемпионате Европы. В еврокубках всех поиграл. Эти клубы я не могу как-то разделить.
- Будучи в прошлом сезоне в «Спартаке», могли предположить что ситуация будет складываться именно так?
- В прошлом сезоне ни одной минуты не сыграл. Но вот что будет такой взрыв, конечно, я не продпологал. Я не играл, были причины, контракт заканчивался, у тренера были свои взгляды. На Старкова, никаких, не то, что обид, не сыграл матчей, можно было и обидеться. Но время прошло. А что произошло в ситуации с Аленичевым. Я ушел, Парфенов тоже ушел. Аленичев вроде в команде, вроде капитан, непонятно. И когда уже Дима понял что надо расставить все уже точки, подтолкнуло его на этот шаг. По моей информации, не было никакого поджога со стороны СМИ, просто тут Дима решил, готовился к этому, пришел к этому мнению. Как это отразится на нем, как в дальнейшем сложится его карьера, я за ним слежу, общаемся. Мне не безразлично. Так же за Егором слежу, он там один остался, и еще Максим Калиниченко. Единицы. «Спартак» был всегда такой клуб, что происходило что-то громкое. Произошло, значит, будет какое-то затишье. Надеемся. Финал они дай бог выиграют, будет уже легче.
- Не считаете, что попали в такую же ситуацию что и Аленичев, просто вы решили уйти тихо.
- Здесь все-таки разная ситуация. У меня контракт заканчивался, я примерно знал, что уже в Спартаке не останусь. Добыть до конца. Старков рассчитывал на других игроков. На конфликт идти думаю, не стоило, вдруг придется после «Алании» поработать в «Спартаке». Мне уже Шавло предлагал место, потихоньку учится, работать в школе. А у Димы ситуация другая. Он должен играть и приносить пользу. Пусть не два тайма, но свои 30 минут ему надо было давать играть. Он может и за это время сделать результат. Тем более ребята видят на тренировках, как он работает. А в моей ситуации не стоило лезть на рожон. Я человек не конфликтный.
- Вы подходили к Старкову, спрашивали, почему не играете?
- Он говорил: «Набери форму после травмы, и у тебя будет шанс». Я восстановился, играл уже за дубль, чувствовал что готов. Это видел и Старков, говорил, что можешь выйти в любой момент, а что я в каких-то матчах был в запасе, это только когда был кто-то травмирован, не было защитников или дисквалификация. Уже некого было ставить, тогда попадал я в число запасных. Но шанса выйти не было. А я ждал, ждал, где-то уже закипело внутри. Был момент, когда я сказал, что не собираюсь приезжать на базу, находится не попадать в 18, я уже в таком возрасте, скажите мне. Лучше я буду за дубль играть, поддерживать форму, нежели не играть не за основу, не за дубль. Ну, у них свои взгляды были, уходили от этих разговоров. Надо было все-таки Старкову наладить контакт, говорить правду. А так каждый день вроде ты и в порядке, а играть не выходишь.
- Вам гарантии давались?
- Да. Говорили, что шанс будет, мне. Как видите, так оно все и закончилось, не предоставляя шанса. Я то вышел бы, по тренировкам чувствовал.
- Как считаете, интервью Аленичева принесло пользу «Спартаку»?
- Нужно посмотреть, проанализировать. На пользу может команде пойдет, не знаю. Какую пользу Аленичеву, какую Старкову. У Старкова свои амбиции, будет ли он в дальнейшем переживать за «Спартак». Хотя Старков дал результат, второе место, Лига Чемпионов и теперь надо ждать именно этого сезона, кто придет после перерыва. Время лечит
- Действительно, Старков привел ко второму месту, как может вызывать вопросы его квалификация?
- Я думаю, на тот момент в «Спартаке» были действительно игроки высокого класса. Индивидуально были сильные, чуть сыгрались. Но то, что он дал результат…двоякое такое размышления. Вроде с таким составом должен был «Спартак» занять такое место. У любого тренера есть сильные стороны, есть слабые стороны. Что-то он дал. Была простая игра, но она была надежной. Простота в обороне и атака, нападающие должны забивать, а полузащитники в основном помогать обороне. Вот это и предупредило результат. Не было такой игры, чтобы болельщики получали удовольствие, и они не приняли его. Так что, надо посмотреть. Он определил для себя восемь человек основного состава, им доверял. А другие могли меняться, варьироваться. Тренер дал результат, и, наверное, мне не корректно его осуждать.
- Почему не заиграл Кавенаги?
- Шанс ему предоставляли. Фернандо он такой, интересный, общительный. Может ему не хватает характера, чтобы добиться. Не получается, пробовать еще. А он видит, что тренер раз два не доверил. Он будет спокойно это воспринимать. Если у него есть хорошие данные, то он должен больше стараться, чтобы в любой момент их проявить. А когда он уже начинает сомневаться в тренере и тренер в нем. Он вроде говорит что готов, а выходил и не делал ничего. Хоть по последним играм забивает. Доверие, это большое дело. Нужно находить шанс каждому игроку. Все зависит от тренера. Один в один он Кавенаги может и слаб, но в штрафной он опасен.
- Не было какого-то дискомфорта, вы давно в команде, играли в атакующий футбол, а Старков любил играть по схеме с одним нападающим, разговоры были на тренировках об этом?
- Между игроками всегда есть разговоры. Всегда так было. Но донести должен капитан. Старков принимал такую схему, наверное, ее опробовал в Латвии. Но в «Спартаке» были исполнители, надо было давать им шанс. А он был настроен на эту схему. Почему, сложно сказать. Ребята были готовы, все смотрели, почему так? Приходилось только недоумевать. Футбол был от обороны, надежный. От этого, наверное, и принимали такое решение по составу.
- Назначение иностранного тренера пойдет на пользу сборной?
- Столько разговоров, хотелось бы. Вроде были рядышком, с Семиным, но чуть-чуть не хватило. Будем надеяться. Этот тренер уже все доказал. Мы должны не ждать момента, чтобы полить его грязью. Ему будет сложно, но мы должны его поддерживать, дать ему возможность работать. Удачи ему.
- А с игроками, что есть в России, можно добиться успеха?
- Можно, конечно можно. Были игроки, которые постоянно в сборной. А потом тренер находит какого-то игрока под свой футбол, стиль и человек начинает играть, приносить огромную пользу. Это мы здесь все привыкли с одной стороны смотреть на игроков, а это другая школа, голландская. Все-таки у них, наверное, свой взгляд. Так что, думаю, мы откроем кого-нибудь из молодых.
- Если в «Алании» все сложится хорошо, вы останетесь?
- Я готов. Главное решить задачу, а там первая лига, сложнее будет, но останется один шаг в Премьер-лигу. Я останусь, если все сложится хорошо. У меня здесь семья, главное чтобы ей было уютно. Я ведь никуда в последнее время из Москвы не уезжал. Мой выезд должен принести удачу. Будем надеяться на только хорошее.
Постоянный URL: http://fcalania.net.ru/news/2006/05/15/10-47/
|